Запретный плод инцеста

Инцест — это такая весёлая игра, в которую можно играть всей семьёй.
Если запросить значение слова инцест в поисковой системе Интернета, например, в Яндексе, то сразу выпадает море страниц с порнографией, и всего три-четыре, определяющие содержание понятия, причем не в первых рядах. Такое обилие предложений наводит на мысль, что идея инцеста заряжена огромным возбуждением и спрос на переживания, связанные с инцестом во много превышают желание осмыслить и подвергнуть анализу данный феномен.
Мой интерес к этой теме родился благодаря неожиданному открытию в личной истории и некоторым наблюдениям в работе с клиентами. Моя история оказалась проста — в процессе личной терапии я обнаружила инцестуозную ситуацию — невинная детско-эротическая игра «в доктора», популярная среди детей 4−6-летнего возраста. Многие взрослые вспоминают потом эти игры с улыбкой, как ранние эротические переживания. Особенностью моей истории было то, что напарником в игре стал троюродный брат, которому было 18 лет, тогда как мне законные 4 года. Но открытием в этой ситуации стало то, что для меня этот эпизод остался просто воспоминанием, и я никогда его не забывала, хотя и долгое время не помнила. Я обнаружила, что мои чувства не совпадают с теми, которые, как мне казалось, должны испытывать люди, пережившие инцест. Остались некоторые приятные переживания и не более того. Хотя, несомненно, он отложил серьёзный отпечаток на мое мировосприятие и отношения с другими людьми.

Что касается работы с клиентами, то с тех пор, как я стала уделять внимание эпизодам в историях их жизни, связанным с инцестом в любом его проявлении, обнаружилось, что все такие эпизоды имеют последствия в настоящем клиентов, прежде всего в личных и семейных отношениях. Эти переживания во многом определили психическую реальность людей, преломив ее или исказив. И также большинство этих чувств не имели отношения к гамме травматических переживаний. В лучшем случае стыд, хотя было и возбуждение, и любопытство, и другие чувства.

А это значит, что инцестуозные переживания не всегда травматичны, болезненны и нежелательны для участников. Это делает явление инцеста глубже, чем просто частный случай насилия сумасшедших взрослых над бесправными детьми, и требует внимательного и беспристрастного изучения.
Инцестом ("нечистый" или "грязный" по-латыни) называют сексуальную связь между близкими (кровными) родственниками – отцом или матерью, братом или сестрой, дедом или бабкой, дядей или теткой. Хотя об инцесте говорят не только в случае кровосмесительных отношений. Это зависит от концепции инцеста, которая связана с определением родства в конкретном обществе. Есть общества, где родственниками называются люди, делящие между собой землю, пищу и деятельность. Несмотря на то, что у них нет никакой биологической связи, секс между ними запрещен.

В любом случае в основе инцестуозного притяжения лежит нарциссическая любовь к себе, желание слиться с тождественным и заполнить собой весь мир. В этом случае, объединенный со мной родством выглядит привлекательнее – на бессознательном уровне он в большей степени «я» по сравнению с «чужими» людьми, потому что в нём выше количество одинаковой со мной крови.

Невозможность выдержать различие между своим миром и внешним, миром другого человека, выражается в стремлении уничтожить любые отличия. Желание поглотить собой другого соотносится с жаждой бессмертия, ради которого через инцест убивается или не рождается новый другой мир.
Классификация инцестов, предложенная в литературе, производит впечатление находящейся в стадии разработки. На данный момент инцесты подразделяют на два типа. К первому типу относят сексуальную связь с кровным родственником. В инцест второго типа отсутствует прямой контакт единокровных, для этого используется третье лицо. Например, мать и дочь (отец и сын, сестры, братья) имеют одного любовника (или любовницу). Также ко 2 типу также можно отнести женитьбу двух мужчин на сестрах друг друга (связь с желанными и запрещенными через обмен) или выбор однофамильцев (хотя нет прямого кровосмешения, есть стремление создать замкнутую однородную систему вступив в отношения с себе подобными).

Несмотря на то, что чаще становятся известны случаи инцеста между взрослым и ребенком, наиболее распространенный вид инцеста – связь между братом и сестрой. Среди разновидностей инцеста первого типа - это один из самых «чистых» инцестов, когда происходит интимный контакт между совершенно идентичными людьми. О еще большей идентичности участников можно говорить лишь в случаях гомосексуального инцеста первого типа между двумя сестрами, или двумя братьями, или двумя близнецами, когда речь идет о полном тождестве. Далее по степени распространения идут отношения между отцом (отчимом) и дочерью, затем матерью и сыном. Гомосексуальные сиблинговый и детско-родительский инцесты встречается реже [1] .
Понятие инцеста может быть спутано с инцестуозным чувством (или чувством инцеста), которое представляет собой образ сексуальных отношений между близкими по крови людьми, и переживается как стойкое отвращение, в то время как настоящая кровосмесительная связь порождает настоящий ужас. Инцестуозное чувство появляется и под воздействием общественного осуждения инцеста, и при формировании родственных уз, когда возникает чувство такой эмоциональной близости и интимности, что оно внушает отвращение к половому акту как таковому. По этой причине дети часто с отвращением воспринимают сексуальные отношения своих родителей и даже саму мысль о возможности таких отношений.

У человека существует два уровня блокировки, препятствующей свершению сексуального акта между близкими людьми: не облеченный в слова эмоциональный уровень, подготовленный ранним взаимодействием; и вербальный уровень, порождаемый запретительным законом. Эмоциональный уровень обусловлен наличием душевной близости с людьми, окружающими нас в детстве. Если близость не сформировалась (отношения были слишком дистантные или родитель подолгу отсутствовал), то такой член семьи начинает восприниматься как чужой и сближение с ним (эмоциональное, тактильное) может включать сексуальный оттенок и переживаться с инцестуозным чувством. Даже в естественной среде существует механизм, который не допускает сексуальных актов между животными, испытывающими привязанность друг к другу. У людей это выражается в отвращении к возможной сексуальной связи по отношению к тем, кто сопровождал нас в невинном возрасте. Например, друзья детства, также не воспринимают друг друга как возможных сексуальных партнеров, не являясь при этом кровными родственниками. Особенно, если теплые чувства между ними сохранились во взрослой жизни.

Разрыв, описанный в приведенном примере, объясняет существование такого специфического явления как воображаемый инцест. Если роли не закодированы, а чувства не сформированы, в любом жесте дочь (или сын) сможет углядеть намек на сексуальность, потому что своему родителю она будет приписывать чувство, которое сама втайне испытывает к нему.

Появление подобного переживания у дочери может быть связано с чрезмерной родительской заботой, из которой крайне трудно вырваться. В такой тепличной среде, где привязанности не социализированы, представления у ребенка формируются под влиянием непосредственных впечатлений: «Мой родитель - такой, каким он мне кажется».

В случаях воображаемого инцеста определенную помощь способен оказать психотерапевт, который трансформирует фантазм в воспоминание о нем.

Вернёмся к инцесту реальному. Ключевым звеном инцестуозной ситуации является тайна. Необходимо скрывать происходящее: ограничить контакты, не допустить разглашения и вмешательства правовых органов, то есть содействовать инцесту и способствовать его продолжению. Поэтому принципиальным и отличительным признаком инцестуозной семьи является ее изолированность, замкнутость в самой себе. Законы такой семьи не вписываются в общую систему правил, в том числе в ней не существует закон, запрещающий инцест.
Результатом столкновения с инцестом становится трансформация восприятия реальности и создает особое миропонимание, имеющие свои признаки:
1
ненормальное считается нормальным
т.к. для инцестуозной ситуации характерны размытость границ и информационный голод из-за изолированности от внешнего мира, а внутри ее закон не действует, то это приводит к отсутствию социальных и нравственных ориентиров, к неразборчивости, к ощущению вседозволенности, мысли и желания путаются с действиями. Невозможно понять что хорошо, что плохо, что правильно, что не правильно.
2
размытие ролей
В инцестуозной семье родительская функция всегда носит уродливый характер. Глава семьи здесь не отец (супруг, спутник жизни), а «хозяин», т. е. обладатель власти над другими членами семьи. При этом отсутствует порядок: роли, жесты и словесные выражения не подчиняются негласным правилам. Имеет место подмена чувств и ролей — никто не знает, кто есть кто, кто чем занимается, как и к кому положено обращаться. Ни одного ритуала для взаимодействия не существует.

Дети принимают на себя ответственность за родителя, инициировавшего инцест и обвиняют в нём себя. Нарушение родительских обязанностей и недостаток ответственности у взрослых ведет к тому, что ребенок чувствует себя глубоко порочным и незаслуживающим заботы или помощи. Сексуальность для такого человека навсегда оказывается окрашенной чувством вины и страхом.

Поэтому большинство из тех, кто в детстве пережил инцест, долгие годы продолжают испытывать чувство вины, стыда, гнева или неуважения к самим себе.
3
нечувствительность
Снижена или отсутствует способность к эмпатии. Извращенцы не чувствуют чувств других. Отличаясь крайним нарциссизмом и эгоцентризмом, они любят другого, как своё желание, стремятся к удовольствию не догадываясь от тех чувствах и последствиях, которые вызывают их действия в другом человеке. Жертвы инцеста могут проявлять подобную нечувствительность, отчасти потому что им не у кого было научиться, отчасти благодаря механизмам подавления и отрицания, помогающим выжить в сложившейся ситуации. В результате снижается общий уровень чувствительности к событиям и процессам внешнего мира.
4
сексуальность не отделяется от нежности
Нет сокровенности и интимности перед сексуальными отношениями. В семьях, практикующих инцест, в представлении о сексуальном акте нет ничего социального и сакрального, он низведен до самого заурядного акта и чувства, до уровня полезного занятия или обычной интерактивной игры.

Происходит полное смешение эмоций и чувств, нет определенного поведенческого кодекса и четкой границы между привязанностью и сексуальностью, поэтому даже поцелуй в щеку может быть воспринят как приглашение к сексу. В таких семьях при формировании взаимоотношений не были четко обрисованы границы возможного: что можно, а что нельзя, какие жесты позволительны, а какие нет, нежность путается с сексуальностью, тайна с интимностью. Чаще всего нормальное развитие привязанности нарушается ранними, длительными и повторяющимися разлуками.
Обратная сторона материнской любви (А.Радченко)
Базовыми отношениями, лежащими в основе формирования привязанностей, являются отношения с матерью. Чувство ребенка чрезвычайной эмоциональной близости к матери развивается в биологической и эмоциональной среде задолго до того, как оно будет названо [2]. А отец обозначается в его восприятии на основе ощущения безопасности, которое внушает материнское тело, незадолго до того, как будет обозначен словами. Мать оказывается источником всех привязанностей и любовей, а отца ребенок открывает только через мать. Поэтому естественная предрасположенность к инцесту это всегда стремление к матери.

Материнство сопровождается безумным страхом утраты своего малыша, который она заглушает с помощью заботы. Стараясь предугадать потребности ребенка, мать стремиться создать безопасную контролируемую ею среду, подобную своей утробе во время беременности. Если подобная забота чрезмерна, то ребенок может утвердиться в мысли, что его мать всемогуща, что она ни в чем ему не отказывает и не может отказать, потому что единственное ее желание — сделать все, чтобы он ни в чем не нуждался.

Это похоже на попытку вернуть в себя свой плод, задушив его сверхзаботой. Соблюдение внешних приличий позволяет отбиваться от любого обвинения в инцесте, и не осознавать своего стремления разрушить новое и отдельное, воплощенное в ребенке, повернув естественные процессы в обратном направлении. Хотя на сознательном уровне мать яростно сопротивляются этому искушению, и сама мысль вызывает у неё нескрываемый ужас, бессознательно она, по сути, совершает настоящий инцест, даже если дело не доходит до непосредственных сексуальных отношений.
Обратная сторона материнской любви (А.Радченко)
Поэтому первым и необходимым условием для создания здоровых отношений должно быть полное и окончательное отречение матери от своей предрасположенности к инцесту, а не только стремление усыпить ее на время.
Каждый испытывает искушение инцестом и одновременно — отвращение к нему, смешанное с ужасом. Альдо Наури объясняет это неосознанным стремлением вернуться к своему началу, а интенсивность этого влечения зависит от пережитого опыта и страха смерти.

Возникающая при этом фантазия помогает поверить, что спасительное возвращение в материнское лоно избавит от всех угрожающих опасностей. Это искушение может иметь и общий характер, и различные формы выражения — в зависимости от того, подавляется или нет материнская предрасположенность к нему.
Чтобы противостоять притягательной силе тождественного, требуется включение структуры, способной повлиять на взаимоотношения пары мать-ребенок, т. е. отца, который, с точки зрения психоанализа, налагает вето на инцест и сам же ему и подчиняется. Это необходимо, чтобы ребенок начал жить своей автономной жизнью. В случае, если отец, сам связан инцестуозными отношениями с собственной матерью (физически или психологически), он не может правильно исполнять возложенную на него роль. Тогда функцию отца выполняет общество.

Задача отца — реализовать запрет на инцест, который понимается как отторжение от себя подобного и осознание, что для человека пагубно слияние с себе подобным. Социальная функция запрета на инцест заключается в том, чтобы помочь женщине вырваться из эмоционального заточения и дать ей возможность общаться с внешним миром и другими группами людей.

Отец утверждает запрет через закон, как особое правило, цель которого — внести определенную стабильность в способы разрешения конфликтов, причем его содержание составляют сами конфликты. Закон и запрет помогают преодолевать притяжение, укрепляя способность устанавливать дистанцию между однородными и сближать разнородных.

Подводя краткий итог, можно сделать вывод о том, что формированию привязанности мешают и значительное удаление, и значительная близость, а также отмечу, что нарушение запрета на инцест всегда имеет серьезные психологические последствия, затрагивающие глубинные структуры личности.
Случается, что человек, переживший инцест, оказывается в кабинете психотерапевта…
Жертвы инцеста, и женщины, и мужчины, испытывают психологическое давление, способное вызвать значительные внутренние конфликты. Инцест усиливает девиантные и суицидальные склонности, становится причиной множества психологических и сексуальных проблем. Люди, пережившие инцест имеют различные долговременные сексуальные трудности, а также неспособность на близкие, доверительные интимные отношения, ожидая измены, неприятия или наказания.

На личностном уровне инцест разъедает внутреннюю основу, разрушая функции эго, т.к. жертва воспринималась одним из элементов чужой личности, частью другого, а не самодостаточным целым.

Чаще всего инцест возникает не внезапно — он формируется в среде, которая готовит и делает его возможным. Т.к. содержание инцестуозной ситуации составляет тайна, требуется хранить молчание по поводу произошедшего. Причем запрету подвергаются не только деяния, но и разговоры о них. Мотивом для участия в инцесте и сохранения секрета может быть угроза физической расправы, шантаж покинуть семью, обещания и задабривания. Если же всё-таки человек решается обнародовать ситуацию, то, прежде всего, ему приходится столкнуться со страхом, стыдом и виной за случившееся и за последствия своего откровения. Потому что разоблачение ведет к кризису, с которым в большинстве случаев семья справляется, отрицая существование инцеста, или отказываясь от члена семейства, который создал этот кризис.
В процессе терапии инцестуозная ситуация будет иметь новое воплощение, что позволит столкнуться с ней в безопасных условиях, сделать её более осознанной, снизить степень страданий и уменьшить её влияние на настоящую жизнь. Особенности воспроизведения первичной ситуации определяются характером клиент-терапевтических отношений, содержанием процессов переноса и контр-переноса. Т.к. клиент и терапевт в норме не являются родственниками или близкими людьми, то возникающее между ними сексуальное притяжение может создавать иллюзию нормальной зрелой симпатии. Если же в истории хотя бы одного из них имел место инцест, сила такого эротического переноса возрастает в несколько раз. В этом случае, для того чтобы устоять перед соблазном, с одной стороны, и не прервать терапию, с другой, требуется большое мужество обеих сторон, а также высокий профессиональный уровень терапевта. Подобные искушения относятся не только непосредственно к отношениям между клиентом и терапевтом, а также к клиентам одного терапевта (или участникам одной терапевтической группы), ведущим групп, супервизорам, участникам интенсива.

Что касается рабочей стратегии, то первым шагом является легализация — рассказ об инцесте. Далее идёт работа с подавленными и присвоенными чувствами, их оживление и выражение, что позволяет разрядить боль и восстанавливает ощущение целостности и нормальности. Третьим этапом является трансформирование своей текущей жизненной ситуации, анализ и изменение отношений с людьми. Терапевту важно знать и понимать собственную историю, особенно если в ней имел место инцест, прибегать к коллегиальной поддержке и внешней оценке, потому что будет велик соблазн оставлять в тайне свою работу.

В завершение скажу, что работа с инцестом трудная, скорпулезная, стыдная и неприятная. Но без неё невозможно обрести целостность, снять с себя груз чужой ответственности и создать здоровые отношения.
[1] Надо понимать что современная статистики инцестов весьма условна, т.к. зачастую случаи инцеста достаточно трудно зафиксировать, особенно если это обоюдная добровольная ситуация и о ней не заявляют.


[2] Формирование этих чувств происходит по-разному в зависимости от пола ребенка. Для мальчика мать — источник и средоточие всех видов привязанностей и любовей, кроме одной — сексуальной, которая в раннем детстве сильно эротизирована благодаря играм и материнским заботам о ребенке, а позже — подавляется. Для девочки мать навсегда остается источником и средоточием всех видов любви без исключения, потому что мать как объект привязанности изначала не может быть для нее объектом сексуального влечения.
Используемая литература:

1. Франсуаз Эритье, Борис Цирюльник, Альдо Наури и др. Инцест или кровосмешение/сборник статей. М.:2000г.

2. Мастерс У., Джонсон В., Колодны Р. Основы сексологии. 1998 г.

3. Улыбина Е. Отцы и дети: жизнь после инцеста/ фрагмент из книги «Страх и смерть желания», М.: 2003
К другим публикациям
гештальт, психология, психологическая помощь, смысл жизни, депрессия
Made on
Tilda