Философские основы гештальта
в моей терапевтической практике

психологическое эссе
Прежде чем обнаружить основы гештальт-подхода в своей практике, я решила сформулировать свои собственные принципы, на которые опираюсь не только в работе, но и в жизни, т.к. для меня это две неразрывные сферы, взаимовлиятельные и взаимозависимые. Сначала я использую индуктивный метод познания, потому как только из множества конкретных опытов, перемежающихся обрывками теории, я могу выделить идеи, отражающие мое видение и помогающие в работе. После этого для меня открывается возможность воспринимать другие (не только свои) теоретические концепции целостно и системно. Это путь, требующий времени и это мой путь в гештальт.

Идеи, которыми я пользуюсь можно разделить на две группы — чужие и мои. Чужие — это взгляды когда-либо кем-либо высказанные, но абсолютно вписывающиеся в мое мировоззрение, поэтому я с удовольствием пользуюсь этим наследием с уважением к их авторам.

Мои личные основы — это те мысли, которые я посетили меня до того момента, как я узнала, что кто-то еще уже это придумал раньше. Поэтому считаю себя их автором (быть автором оказывается важным для собственной профессиональной уверенности).
      Начнём с идей, любезно подаренных миру другими умными людьми:

      • Человек — целостная система
      • Сила действия равна силе противодействия
      • Закон сохранения энергии — если где-то что-то убыло, значит где-то что-то прибыло
      • Не пытай того, что выше понимания твоего
      • Что может делать хороший специалист, работающий на зарплату в 1000 рублей? Ничего, и даже немножечко вредить.
      • Любая система стремится к гомеостазу
      • Любовь рождает любовь, ущербность рождает ущербность
      • Двигателем развития являются и потребности, и инстинкты
      • Исследование — непрерывное движение от частного к общему и от общего к частному
      • Феноменологический подход — самое притягательное и непостижимое в этой идее единство явления и процесса протекания этого явления; плюс фокус на безоценочность восприятия
      • Сколько маму не …, папой сам себе не станешь.
      Теперь перейдём к основным понятиям, дающим мне опору в работе. Это:
      1
      Развитие — здесь понимается как стремление организма завершить опыт, необходимый для перехода на следующую фазу личностной зрелости.
      2
      Опыт
      3
      Изменение
      Развитие не линейно, это не путь от «худшего» к «лучшему», это точка равновесия, находясь в которой, человек совершает движение по кругу, проходя цикл опыта столько раз, сколько ему необходимо пройти. И совершая путь по циклу опыта, человек все равно остается в одной точке. Тогда развитие я понимаю не как переход из одной точки в другую, но как расширение возможности видеть и выдерживать свои полярности, оставаясь на месте. В этом случае ускорение движения не дает ускорения развития, она только дает возможность пройти большее количество циклов одного и того же опыта.

      Однажды я пошла на каток. Я каталась на коньках по кругу, мне нравилось ехать, отталкиваясь коньками от ледяной поверхности. Мне нравилось ехать быстро, обгоняя и маневрируя, мне нравились катающиеся люди, напоминавшие живые препятствия. Приходилось быстро принимать решения и менять стратегии. Это добавляло разнообразия и разжигало интерес до азарта. Много активности и удовольствия. Потом я устала и поехала медленнее, и мне нравилось просто ехать, и чувствовать лед, и холод, в воздух, и время, и пространство. А потом я устала совсем, села на скамейку и стала наблюдать со стороны. Я увидела людей, катающихся по кругу, одни ехали быстрее, другие медленнее, но все по одному и тому же кругу. И стало очевидно, что чем быстрее ты едешь, тем больше кругов ты намотаешь, но разорвать этот круг удастся только тогда, когда наслаждение им и твои силы будут исчерпаны, и ты отойдешь в сторону, сядешь на скамейку. Теперь же мне стало любопытно, с каким состоянием я выйду на лед в следующий раз, но эту мысль пока что предпочту оставить за рамками моей работы.
      В развитии человек не приобретает нового, осознаванием он только присваивает себе «свое», того, чего в нем нет, присвоить невозможно.
      Опыт требует не только достижения результата, он требует многократного повторения. Если мало быть единожды пережитым, через повторение он присваивается, тогда человек может его использовать и опираться на него в дальнейшем. Как маленький ребенок требует многократного повторения слов и действий взрослых для запоминания, затем многократного самостоятельного воспроизведения до тех пор, пока пережитый опыт не станет частью его личностных особенностей и проявлений. Так и взрослый «пережевывает» «психическую пищу».

      Прохождение цикла опыта, или круг, подкрепляется удовольствием. Цель клиента — пройти свой круг и это приносит удовлетворение, но не той потребности (назову ее основной), ради которой совершается цикл. Не имеет значения, удовлетворяется она или прерывается. Другая потребность (назову ее внециклической) и состоит в том, чтобы пройти знакомый круг и удовлетворение наступает от совпадения полученного с ожидаемым. В этом случае внезапное удовлетворение основной потребности, если она обычно прерывается, может неожиданно привести к раздражению, или смеси удовлетворения и раздражения, и человек, который вроде бы наконец-то получил, что хотел, вдруг оказывается растерян, возмущен, недоволен результатом. Мне видится, что получение нового опыта, даже положительного, есть больший стресс, чем подкрепление знакомого. И часто в подкреплении содержится большее количество ресурсной энергии, даже если опыт отрицательный. Поэтому человек, получая новый опыт, стремится вернуться к старому, получить подкрепляющий заряд, затем повторить новый опыт, и так флуктуировать до тех пор, пока два способа не сравняются в присвоении, тогда они становятся равноценны для человека, и он может сделать выбор в пользу более эффективной стратегии.

      В таком случае, одной из целей терапевтической работы является осознавание удовлетворения от использования собственной стратегии прохождения цикла опыта. Когда удовлетворение легализовано, это дает возможность насладиться им, проходя очередной круг и делать это, пока на произойдет насыщение потребности от использования собственной стратегией. Получение нового опыта и удовлетворение старым — это две психические «работы», которые нужно вести параллельно.

      Потребность насыщаема и цикл опыта возможно завершить, пройти весь его до конца. Тогда напряжение спадает и на какое-то время потребность удовлетворяется и отступает на второй план (уходит в фон).
      Гештальт говорит, что терапия есть прерывание прерывания. Но прерывание есть открытие нового гештальта, а не завершение старого. Отсюда прерывание прерывания есть открытие двойного гештальта, что еще больше может нарушить гомеостаз системы. Хотя шок бывает эффективен в работе с более ранним шоком, по принципу «клин клином вышибают», но это частный случай. Если смотреть более широко, то для меня в работе одного этого принципа недостаточно. Например, в работе с травмой, в таком изложении гештальт для меня точно небезопасен, в этом я вижу ограничение этого метода.

      Важна не только потребность, важен и способ ее удовлетворения. Тело помнит и механизм удовлетворения, и ситуацию, и время (суток, года), место. Удовлетворение приходит в узнавании.
      Осознавание ведет к принятию стратегии, а не к желанию изменений.
      Задача психотерапевта — легализовать способ удовлетворении потребности клиента, помочь клиенту обнаружить себя в точке настоящего и помочь позволить продолжать быть таким, каким клиент себя обнаружил. Это дает возможность клиенту получить удовлетворение, т.к. этот способ клиенту хорошо знаком, он умеет делать так как делает, и это может стать опорой и ресурсом, тогда уже к этому опыту клиент способен присоединять новый. Если же он обнаруживает свой способ сразу как не эффективный, он отвергает и опыт, и себя в этом опыте, пользующегося таким способом. Возникает тревога оттого, что клиент лишается опоры на свой опыт, и ему требуется изобрести новый способ адаптации к среде, и сделать это мгновенно. Это стресс, порождающий тревогу, которая ложится в основу быстрой адаптации. В основе же развития я полагаю стремление к удовлетворению и раздражение от пресыщения.
      Если попробовать объединить профессии в группы исходя из их миссии, то психотерапевт окажется в соседстве с мусорщиком, уборщиком, мойщиком, экологом, реставратором, священником, банщиком, массажистом и аналитиком.
      Я — психотерапевт. И часто в моей работе отдельные случаи имеют мало отношения к развитию личности, невозможно оценить конкретный вклад в конкретную историю. Но я считаю, что это мой вклад в суммарную энергию человечества, а дальше в космическую энергию. Понятие энергии сложное, каждая парадигма трактует ее по-своему. Если говорить гештальтистскими терминами, то для меня энергия — это фон, в котором существует фигура, будь то один человек, или целая планета, или система планет. И качество этого фона определяет качество существования фигуры на нем. Я в это верю, меня это поддерживает, мой вклад в нечто большее, чему я принадлежу, создает ощущение социальной значимости и укрепляет мою профессиональную идентичность.
      P.S. НАПОСЛЕДОК. Недавно ко мне пришла интересная мысль. Она заняла мою душу и сердце. Я поделилась мыслью с коллегами. «Фриц Перлз думал об этом еще 50 лет назад» — сказала одна. «Об этом писал Ирвин Ялом» — сказала другая. А я подумала: «Какие хорошие люди, эти Фриц Перлз и Ирвин Ялом. Когда мы умрем и встретимся, я пожму им руки. Нам будет о чем побеседовать».


      ГЕШТАЛЬТ 2009. СБОРНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЭССЕ «ЛИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА»
      https://gestalt.ru/soderzhanie-sbornikov-mgi/
      К другим публикациям
      Made on
      Tilda